Arturo Benedetti Michelangeli

БЕНЕДЕТТИ МИКЕЛАНДЖЕЛИ Артуро (р. 05.01 1920 года)
Величественная и суровая фигура Бенедетти Микеланджели - бесспорно крупнейшего итальянского пианиста середины нашего века - высится, как одинокая вершина в горной цепи гигантов мирового пианизма. Весь его облик на эстраде изллучает печальную сосредоточенность и отрешенность от мира. Никакой позы ,театральности, никакого заискивания перед публикой никакой улыбки, благодарности за апплодисменты после концерта. Он, словно бы, и не замечает оваций: его миссия выполнена. Музыка, только что соединявшая его с людьми, перестала звучать, и контакт прекратился. Порой кажется, что публика даже мешает ему, раздражает. Никто, пожалуй, не делает так мало, чтобы излить и "преподнести" в исполняемой музыке себя как Бенедетти Микеланджели. И вместе с тем - парадоксально - мало кто оставляет на каждой исполняемой пьесе, на каждой фразе и в каждом звуке твкой неизгладимый отпечаток личности как он. Его игра поражает своей безупречностью, прочностью, доскональной продуманностью и отделанностью: ей, казалось бы, нвчисто чужд элемент импровизационности, неожидоннасти - все отработано годами, все логично спаяно, все может быть так и никак иначе.Но почему же тогда эта игра так захватывает слушателя, вовлекает в свое русло, словно перед ним на эстраде произведение рождается заново, более того - впервые?!
Сравнивая пианиста с великим художником Возрождения Рафаэлем, Д. Рабинович пишет: "Именно рафаэлевское начало разлито в его искусстве, определяет важнейшие его особенности. Эта игра, характеризуемая прежде всего совершенством - непревзойденным, непостижимым. Оно дает себя знать всюду. Техника Микеланджели принадлежит к самым поразительным среди когда-либо существовавших. Доведенная до пределов возможного, она не призвана "потрясать", "сокрушать". Она прекрасна. Она вызывает восторг, чувство восхищения гармоничной красотой абсолютного пианизма... Ни в технике как таковой, ни в колористической сфере Микеланджели не ведает преград. Ему подвластно все, он может все, чего бы не пожелал, и этот безграничный аппарат, это совершенство формы полностью подчинено одной лишь задаче - достижению совершенства внутреннего. Последнее при, казалось бы, классической красоте и экономности экспрессии, безукоризненной логичности интерпретаторской идеи не является незатруднительно воспринимаемым. Когда я слушал Микеланджели мне сперва чудилось, что он от раза к разу играет лучше. Потом я понял - от раза к разу он сильнее втягивал в орбиту своего огромного, глубокого, сложнейшего творческого мира. Игра Микеланджели требовательна. Она ждет, чтобы в нее вслушивались внимательно, напряженно.

закрыть окно