Louis Armstrong

Точная дата рождения Луи Армстронга никому не известна. Вернее говоря, она не была известна даже ему самому. Или он лукавил, скрывая от всех свой возраст. "С джазом и веком мы родились вместе", - великий шутник имел в виду, что родился в 1900-м году, 4 июля. Историки и биографы Армстронга утверждают, что это - всего лишь красивая легенда, не больше. Они называют другую дату - 4 августа 1901-го года.

Выдающийся американский исполнитель не просто оказал влияние на мировой джаз. Хотя джазовая музыка и сегодня считается элитарной, Армстронгу удалось сделать её более понятной массовому слушателю. Он был в числе тех нескольких гениев джаза, которые заражали своей игрой всех без исключения. Секрет его мастерства прост, как и вся его жизнь. Музыке Армстронг отдал энергию, юмор, любовь к окружающему миру, умение сострадать - все то, что было привлекательного в нем самом. Посредством музыки он делал мир лучше. Действительно, все преображалось, когда звучал сипловатый армстронговский вокал или пронзительный голос его трубы.

Родился Луи Армстронг в Новом Орлеане, штат Луизиана. Это символично, поскольку Новый Орлеан - место, где родился джаз. С детства Луи был предоставлен самому себе. Он был типичным уличным ребенком, не очень любил читать книжки, зато обожал наблюдать людей и природу, выискивая в них с настойчивостью энтомолога новые и новые черты. Будущий гений был просто обязан заинтересоваться музыкой, под которую в городе проходили и рождения, и похороны.

Зарабатывать деньги Луи начал рано. В Новом Орлеане невозможно было делать это иначе, чем пением. Мальчик пел днем на уличных углах, а вечером приносил домой полные карманы медяков. Его детство нельзя назвать легким, и все равно ему можно позавидовать. С самого раннего возраста Армстронг слушал отличную музыку, оригинальных исполнителей - и того, и другого в Новом Орлеане начала века было навалом.

Если бы Армстронг жил в наши дни, ему навряд ли удалось бы создать в своих пьесах столь солнечную и радостную атмосферу. Сейчас Новый Орлеан - это мекка любителей джаза, где все засижено туристами и фанатами. Сложно делать что-то свое, находясь в тени великих имен. Удивительно, но маленький Луи был катастрофически не честолюбив. Он предпочитал больше слушать, нежели говорить. Хотя петь для него было так же естественно, как дышать.

Драматические перемены в безоблачном уличном детстве музыканта произошли, когда он был, по его собственному выражению, "соплячком". За то, что Луи "баловался с оружием", его отправили в "Colored Waifs Home" - по-нашему, в детский дом. Кроме всего прочего, пистолет оказался краденным. Пребывание в подростковой тюрьме полностью изменило жизнь, именно здесь Армстронг впервые вышел на сцену - вместе с группой товарищей по несчастью. В автобиографии трубач вспоминает об этом куске своей жизни с иронией. "Нет худа без добра, - пишет он. - Я думал тогда, что жизнь закончилась. А она только начиналась. В прямом и переносном смысле".

Когда Армстронг освободился из заключения, все его мысли были только о музыке. Не имея собственного инструмента, он играл на ворованных корнетах. "Я их просто заимствовал", - оправдывается он в мемуарах. Вернувшись в Новый Орлеан, Луи работает в различных группах, ни одна из которых не играла джаз в нашем, современном, представлении. Продолжая вслушиваться в звучащую вокруг него музыку, молодой Армстронг изобретает свою собственную концепцию джаза, Особенно часто он слушал знаменитого Джо Оливера - Короля, как его называли среди нью-орлеанских джазменов.

Увлечение Оливером пришло к Армстронгу в 1917 году. Парадоксально - у нас в том же году произошла революция, поставившая жизнь в России с ног на голову, а в Америке гений джаза, не прибегая ни к каким силовым методам, революционно перевернул представления о музыке. Армстронг начинает играть с Королем. В 1921-м Оливера с группой приглашают в Чикаго, а годом позже ансамбль уже становится популярен.

В 1924-м году Армстронг женится на пианистке ансамбля Лиллиан Хардин. Ее влияние на подающего надежды музыканта оказывается столь сильным, что он безропотно уходит от Оливера и переезжает в Нью-Йорк. До конца двадцатых годов Луи играет с различными оркестрами, зарабатывая себе имя. В конце концов, он меняет корнет на трубу и в Лос-Анджелесе, записываясь с группами Леса Хайта и Чика Уэбба, играет уже на этом инструменте. В 1932-м году состоялись первые европейские гастроли Луи Армстронга. К началу сороковых музыкант созревает для создания собственного коллектива. Он называет оркестр - "Луи Армстронг и все его звезды"...

На этом история восхождения, конечно же, не заканчивается - просто она переходит в иное измерение. Происходит становление гения, выработка своей собственной философии. Сложно перечислить всех тех, на кого повлиял Армстронг. Думаю, таких наберется полмира. Даже сейчас, когда в музыку пришли новые технологии, великого "Сачмо" продолжают слушать и учиться на его пьесах. "Делать" музыку, когда под рукой компьютер с десятками готовых сэмплов, не сложно. Гораздо труднее ее "создать".

Луи Армстронг умер во сне 6 июля 1971 года. Выражаясь канцелярским языком, он оставил нам огромное музыкальное наследство. А говоря языком человеческим, Армстронг подарил нам солнечность и искренность музыки.

закрыть окно